НОВОСТИ
Сцена для технологий.
Культуролог Олег Иванов — о том, как изменится театральный процесс в России


16.07.2019

Наиболее правдоподобно выглядит гипотеза о том, что в театре всегда будет преобладать живая эмоция и сохраняться устойчивый «треугольник» между актером, ролью и зрителем. Режиссер продолжит организовывать актера и пространство, драматург — роль и смыслы, а театральный продюсер — зрителя и экономику. В этом суть театра, которая будет востребована зрителем и через сто лет.

Сегодня почти все крупные компании занимаются прогнозированием будущего своей отрасли, пытаются понять потребительский интерес или самостоятельно задать тренд. Например, в одном японском автоконцерне поставляют на рынок детские игрушки — точные копии моделей авто, которые планируется выпускать спустя лет 20. Цель проста — вложить в нынешних детей симпатию к определенным маркам.

Несколько лет назад в театральном пространстве России стали очень модными иммерсивные спектакли. Они существовали и в 1990-е, но только недавно, с приходом свежих людей в театр и обновлением публики, получили расцвет. Теперь билеты на них можно продавать по 20 тыс. Что это — просто везение или грамотная, просчитанная стратегия и маркетинг? А может, и то и другое? Судить не берусь, однако очевидно, что театральная отрасль, как и любая другая, требует системного изучения и ясных прогнозов.

Для этого с ректором ГИТИСа Григорием Заславским и режиссером Эдуардом Бояковым мы создали «Лабораторию будущего театра» — проект, посвященный исследованиям и творческим экспериментам в этой сфере. Наша практическая цель — содействовать увеличению зрительской аудитории театров в разных городах России, и прежде всего в регионах, большинству из которых сегодня требуется обновление. На уровне теории мы разрабатываем модель театра будущего в зависимости от изменений драматургии и смыслов, театрального пространства, технологий, смены предпочтений публики и многих других факторов. Отсюда появились «Основы развития театра и театрального дела» — комплексное, системное описание и оценка текущей ситуации в театральной среде и живой взгляд в будущее.

Мы попытались охватить всю театральную сферу, не исключая, а, наоборот, внимательно приглядываясь к частным театрам, которых в нашей стране оказалось больше, чем государственных, и которые сегодня в значительной степени оказывают влияние на культурный ландшафт городов. Проанализировав ситуацию с частными театрами в России мы пришли к неутешительным выводам: в среднем многие из них живут всего три года. Есть и исключения — екатеринбургский «Коляда-театр», московский «Квартет И», успешно работающие многие годы. Но большинство авторских проектов умирают в зародыше.

Одна из причин — невозможность на собственные средства развивать независимый проект и выживать в условиях конкуренции с гостеатрами, имеющими бюджетную поддержку. Кроме того, в отличие от других стран у нас в целом слабо развит институт театрального продюсирования. С другой стороны, появляется всё больше молодых людей, принципиально избегающих господдержки и ищущих альтернативные источники финансирования, а также продюсеров, готовых рисковать. Думаю, можно предположить, что в будущем независимые проекты составят достойную конкуренцию гостеатрам.

Последние тоже претерпят серьезные изменения. Судя по тенденции, в будущем большинство из них будут выведены из прямого бюджетного финансирования. Поддержка станет более гибкой, а ее получатели — более диверсифицироваными. В течение нескольких лет как на законодательном уровне, так и в самой театральной среде могут появиться дополнительные условия для роста частного финансирования — эндаумент-фонды, институт меценатства и т.д. Государство играет определяющую роль в развитии театрального дела, но сама модель гостеатра себя практически исчерпала с точки зрения развития и дальнейших перспектив роста.

Сегодня технологическая революция пронизывает все аспекты театральной деятельности, начиная от вооруженности сцены, трансформации бизнес-модели и заканчивая коммуникацией со зрителем. Новые технологии расширяют аудиторию, позволяя приобщать к театру прежде не охваченные социальные группы. При этом очевидно, что, несмотря на сегодняшнюю популярность сценических искусств, в обозримом будущем коллективы будут биться за зрителей не между собой, а с YouTube. И это тоже надо учитывать, если мы не хотим спустя десятилетие увидеть полупустые залы.

Некоторые худруки, как, например, Олег Меньшиков, уже сегодня создают свои каналы на YouTube и через новые формы коммуникации знакомятся со зрителями, пытаются увлечь их своими замыслами и проектами. Популяризуют искусство среди подростков, которые, как и в случае с японским концерном, в будущем подсознательно захотят сходить именно в тот театр, с которыми они получили первый опыт в юности.

Развитие технологий несомненно окажет существенное влияние и на театральный процесс. Можно даже предположить, что роботы, голограммы, видеоарт и компьютерная графика начнут теснить на сцене живого актера. Спектакли можно будет смотреть в формате 3D, не выходя из дома.

Однако это не изменит главное в театре. Он всегда подвергался воздействию — со стороны государства, рынка, меняющихся запросов публики, но при этом скорее не благодаря, а вопреки этому влиянию продолжал сохранять (а иногда и наращивать) качество. Если говорить о будущем, то наиболее правдоподобно, на наш взгляд, выглядит гипотеза о том, что в театре всегда будет преобладать живая эмоция и сохраняться устойчивый «треугольник» между актером, ролью и зрителем. Режиссер продолжит организовывать актера и пространство, драматург — роль и смыслы, а театральный продюсер — зрителя и экономику. В этом суть театра, которая будет востребована зрителем и через сто лет.

Автор — куратор «Лаборатории будущего театра» ГИТИСа, директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. Ломоносова

Источник: https://iz.ru/898024/oleg-ivanov/stcena-dlia-tekhn...

28 июня в Актовом зале Главного здания МГУ Олег Иванов, директор Центра исследований культурной среды вручил дипломы трем авторам философского факультета МГУ им. Ломоносова.

Всего в этом году МГУ выпускает более 2700 «отличников».
ТЕАТР БУДУЩЕГО
КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
13 июня в НИУ «Высшая школа экономики» на
Старой Басманной прошел мастер-класс Олега Иванова, куратора исследовательского направления Лаборатории будущего театра ГИТИС, директора Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Были затронуты вопросы: исследовательская программа Лаборатории будущего театра ГИТИС и исследовательский подход, перепись театров, портрет зрителя, основы развития театра и театрального дела, мультидисциплинарный подход, обзор зарубежных исследований, новые форматы и методы исследований, ориентированные на специфику театральной сферы и особенности театрального продукта. В мастер-классе приняли участие студенты, аспиранты и преподаватели НИУ «Высшая школа экономики».
Круглый стол «Основы развития театра: модель исследования и ключевые результаты»

29.05.
2019

27 мая в библиотеке ГИТИС состоялся круглый стол по результатам открытого исследования «Основы развития театра: модель исследования и ключевые результаты», проводимого Лабораторией будущего театра ГИТИСа при поддержке фонда «Вольное дело».

Участники круглого стола обсудили модели исследования театра и театрального дела; подходы к изучению и прогнозу развития государственных и негосударственных театров; использование инновационных технологий в современном театре и другие темы.

В круглом столе приняли участие и выступили Григорий Заславский – ректор ГИТИС, руководитель Лаборатории будущего театра; Олег Иванов - куратор исследовательского направления Лаборатории будущего театра ГИТИС, директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; Давид Смелянский ­заведующий кафедрой продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИС, художественный руководитель Российского Государственного Театрального Агентства, генеральный продюсер Московского театра Et Cetera и Московского театра мюзикла; Кирилл Крок – директор Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова; Алексей Боков – событийный продюсер, основатель продюсерского агентства BOKOVFACTORY; Софья Апфельбаум - директор Российского академического молодежного театра; Федор Елютин – театральный продюсер, импресарио в независимой театральной компании «Импресарио»; Игорь Попов - директор Московского театра «Современник»; Людмила Городецкая ­– доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИС; Нина Кочеляева - директор Нового института культурологии; Иван Карпушкин – руководитель Евразийского центра территориального развития имени П. А. Столыпина; Алексей Чернов - зам. директора Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, а также педагоги, студенты и аспиранты.
Основы развития театра: модель исследования и ключевые результаты. Семинар МГУ им.Ломоносова

11 марта 2019 г. на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошло второе заседание научно-исследовательского семинара Центра исследований культурной среды, на котором был представлен доклад на тему «Основы развития театра: модель исследования и ключевые результаты».

Руководитель научно-исследовательского семинара – О.В. Иванов, к.ф.-м.н., директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ, куратор исследовательских проектов Лаборатории будущего театра ГИТИС.
На мероприятии с докладом по основам развития театра и театрального дела.выступили А.Г. Чернов, А.К. Кочеляева, И.А. Карпушкин. Представили методологию и основные результаты исследования, которое проводится в Лаборатории будущего театра ГИТИС.
Наука о театре помогает нам думать и проектировать будущее.


О дате следующего семинара можно узнать на нашей странице в Facebook: https://www.facebook.com/pg/centerXmsu

И.А.Карпушкин
Метод ресурсного баланса для оценки социальных проектов
26 февраля 2019 проведен первый научно-исследовательский семинар центра. Планируется, что он будет проводиться два раза в месяц. На семинаре будут рассматриваться актуальные теоретические и теоретико-прикладные проблемы, связанные с развитием культурной среды и реализацией социальных проектов. На семинар приглашаются студенты, аспиранты, специалисты в области культуры и гуманитарного знания. Можно предложить свою тему для доклада.
ТЕАТР БУДУЩЕГО: ИДЕИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
КРУГЛЫЙ СТОЛ 1 НОЯБРЯ 2018
1 ноября на философском факультете МГУ им. Ломоносова прошел круглый стол на тему "Театр будущего: идеи и исследования".

В круглом столе приняли участие декан философского факультета МГУ Владимир Миронов, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, председатель Русского художественного союза Эдуард Бояков, директор Центра исследований культурной среды МГУ Олег Иванов, заведующий кафедрой продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИС, генеральный продюсер Московского театра Et Cetera Давид Смелянский, директор Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова Кирилл Крок, заведующая кафедрой философии языка и коммуникации МГУ Анна Костикова, доцент кафедры менеджмента сценических искусств ГИТИС Людмила Городецкая.

«Взаимодействие и диалог людей из актуального искусства и сферы театра может быть очень полезен для тех и других», - сказал ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Диалог с сотрудниками философского факультета, по его словам, это иной взгляд на исследование. «Появление в круге размышлений о том, как развивается театр философов, культурологов, мне кажется, сегодня очень важно».

Впереди ещё ряд исследований, которые будут проводиться Лабораторией вместе с научными сотрудниками факультета. В частности, одним из первых совместных проектов станет обзор всех существующих мировых программ, лабораторий и институтов, которые занимаются футурологией в сфере театра и искусства в целом.

«Мы живем в период, когда происходит определенная трансформация культуры – может быть, самая серьезная после возникновения книгопечати. Вовсю приходит электроника, все говорят о цифровизации, дигитализации. Сегодня мы присутствуем при том, что создается глобальное коммуникационное пространство. Скажем образно – все культуры погружаются в единый информационный мешок. Информация из некоторого средства по сути превращается в свою цель, когда культуры начинают функционировать по законам информации», - отметил декан философского факультета МГУ Владимир Миронов.

На эту тенденцию в жизни и современном искусстве обратил внимание также руководитель творческого направления работы Лаборатории Эдуард Бояков. «Театр оказывается единственным видом искусства, который всеми способами сопротивляется цифровизации и дигитализации, о которой говорил Владимир Васильевич. Противостоять этому театр может и должен», - убежден он.

Олег Иванов отмечает еще одно уникальное свойство театра: процесс производства и процесс потребления происходят одномоментно. «Нет ни одной похожей на другую постановки. Каждый показ одного и того же спектакля является уникальным. Существует огромное энергетическое притяжение людей, которые работают в одном зале. Актеры, зрители - это совместная работа, диалог. Это чрезвычайно сложный и притягательный процесс, который очевидно и вызвал наш интерес, почему мы и создали нашу лабораторию. Начало положено. это только первая наша встреча подобного формата и мы надеемся, что их состоится ещё много», - подчеркивает он.

Это первое совместное мероприятие Лаборатории будущего театра ГИТИС и философского факультета МГУ.

Лаборатория будущего театра ГИТИС создана в 2018 г. с целью проведения исследований и разработки модели театра будущего. Проект осуществляется при поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».
Подпишитесь, чтобы получать сообщения с последними новостями о нашем Центре
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности